В Кенозерском национальном парке открыли второе «небо

В сентябре 2014 года завершился длительный и сложный реставрационный процесс «неба» из молельного зала Георгиевской церкви деревни Федоровская на Порженском озере. Реставрация «неба», как и самого Порженского погоста, являющегося памятником федерального значения, выполнялась на средства Министерства природных ресурсов и экологии РФ по прямому распоряжению Президента РФ В.В. Путина.На одной из радиальных граней после удаления поверхностных загрязнений, копившихся на «небе» свыше 150 лет, реставратором Ириной Тяпкиной была обнаружена датирующая подпись: «1863 Года роботалъ небеса копписецъ Михайло Кириковъ Сказываевъ». Открытие датирующей надписи на «небе» дает повод для дальнейших научных исследований. Однако уже сейчас можно смело утверждать, что это второе подписное «небо» в собрании монументальной живописи Кенозерья, состоящего из 17 комплексов. Сергей Субочев и Ирина Тяпкина, реставраторы Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика И.Э. Грабаря, в течение двух лет возвращали порженскому «небу» первозданную красоту. «В ходе «лечения» восьми радиальных граней уникального памятника нам пришлось удалять загрязнения и укреплять подгнившую древесину, склеивать доски основы и наносить реставрационный грунт, тонировать места утрат красочного слоя и покрывать грани защитным слоем лака», – кратко охарактеризовала реставрационный процесс Ирина Тяпкина. Так же были отреставрированы центральный медальон «Вседержитель» и две угловые грани «Трубящий ангел», имевших значительные утраты древесины, грунта и красочного слоя. Кроме того, реставратором этого центра Натальей Фоломешкиной были полностью реконструированы две ранее утраченные угловые грани. Некогда в Георгиевской церкви, построенной на берегу Порженского озера в 1782 году, находилось 2 «неба»: в конце XVIII века было установлено расписное потолочное перекрытие в алтаре церкви, затем и в молельном зале было создано «небо», состоящее из восьми радиальных граней с попарным изображением архангелов, апостолов и евангелистов. В центральном медальоне написан образ Вседержителя, на восточной грани – традиционное Распятие с предстоящими святыми. На угловых треугольных гранях находились изображения трубящих ангелов.В сентябре 2014 года завершился длительный и сложный реставрационный процесс «неба» из молельного зала Георгиевской церкви деревни Федоровская на Порженском озере. Реставрация «неба», как и самого Порженского погоста, являющегося памятником федерального значения, выполнялась на средства Министерства природных ресурсов и экологии РФ по прямому распоряжению Президента РФ В.В. Путина.На одной из радиальных граней после удаления поверхностных загрязнений, копившихся на «небе» свыше 150 лет, реставратором Ириной Тяпкиной была обнаружена датирующая подпись: «1863 Года роботалъ небеса копписецъ Михайло Кириковъ Сказываевъ». Открытие датирующей надписи на «небе» дает повод для дальнейших научных исследований. Однако уже сейчас можно смело утверждать, что это второе подписное «небо» в собрании монументальной живописи Кенозерья, состоящего из 17 комплексов. Сергей Субочев и Ирина Тяпкина, реставраторы Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика И.Э. Грабаря, в течение двух лет возвращали порженскому «небу» первозданную красоту. «В ходе «лечения» восьми радиальных граней уникального памятника нам пришлось удалять загрязнения и укреплять подгнившую древесину, склеивать доски основы и наносить реставрационный грунт, тонировать места утрат красочного слоя и покрывать грани защитным слоем лака», – кратко охарактеризовала реставрационный процесс Ирина Тяпкина. Так же были отреставрированы центральный медальон «Вседержитель» и две угловые грани «Трубящий ангел», имевших значительные утраты древесины, грунта и красочного слоя. Кроме того, реставратором этого центра Натальей Фоломешкиной были полностью реконструированы две ранее утраченные угловые грани. Некогда в Георгиевской церкви, построенной на берегу Порженского озера в 1782 году, находилось 2 «неба»: в конце XVIII века было установлено расписное потолочное перекрытие в алтаре церкви, затем и в молельном зале было создано «небо», состоящее из восьми радиальных граней с попарным изображением архангелов, апостолов и евангелистов. В центральном медальоне написан образ Вседержителя, на восточной грани – традиционное Распятие с предстоящими святыми. На угловых треугольных гранях находились изображения трубящих ангелов.

Рекомендованные статьи