Информация о срыве реализации программы ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы», опубликованная Общероссийским народным фронтом, не объективна. Как отметил директор Департамента экономики и финансов Минприроды России Сергей Бубенов: «Вызывает удивление замечание представителей ОНФ о том, что «всего в программу заложено много мероприятий, не нацеленных на решение экологических проблем озера Байкал». Программа с момента разработки концепции и утверждения Правительством РФ не ограничивалась проблемами охраны озера Байкал, а охватывала и вопросы социально-экономического развития Байкальской природной территории, что нашло отражение в названии ФЦП. По его словам, Программа изначально предусматривала перечень мероприятий по развитию особо охраняемых природных территорий, в том числе объектов туристско-рекреационной инфраструктуры, визит-центров, научных центров и т.д. Кроме того, он отметил, что «изначально в число приоритетов вошли мероприятия по ликвидации объектов накопленного экологического ущерба и, безусловно, строительство очистных сооружений, полигонов отходов». Также удивительно, что представители ОНФ считают, что строительство, например, административно-музейного комплекса национального парка «Тункинский» противоречит природоохранным целям. «Развитие сети федеральных особо охраняемых природных территорий – это дополнительные меры охраны редких объектов животного и растительного мира», – отметил С. Бубенов. Вместе с тем, по словам С. Бубенова, действительно, темпы реализации программы по мероприятиям, ответственным за выполнение которых являются субъекты РФ на Байкале, вызывают опасения министерства. «Ввиду несвоевременной подготовки проектно-сметной документации по объектам коммунальной сферы, например, очистным сооружениям, мы вынуждены переносить сроки исполнения работ». Заместитель руководителя Росприроднадзора Амирхан Амирханов отмечал на последнем заседании Межведомственной комиссии по вопросам охраны озера Байкал, что населенные пункты не обеспечены современными очистными сооружениями и оборудованием по сбору и обеззараживанию отходов. Минприроды России неоднократно требовало от региональных властей активизировать работы по проектированию и строительству объектов. Выступить же государственным заказчиком проектирования и строительства объектов муниципальной и региональной собственности – комплексов очистных сооружений, полигонов ТБО, мусоросортировочных, мусороперегрузочных станций и т.д. Минприроды России не может в соответствии с действующим законодательством. Что касается распространения в акватории Байкала водорослей Спирогира, то Минприроды России было поддержано предложение Лимнологического института СО РАН о необходимости проведения фундаментального исследования причин этой проблемы. Финансирование таких исследований в рамках ФЦП противоречит действующему законодательству. Поэтому институту поручено направить заявку в Минобрнауки России и ФАНО России о включении соответствующей НИР в план фундаментальных исследований. Кроме того, Межведомственной комиссией по охране озера Байкал даны поручения органам исполнительной власти Иркутской области, Республики Бурятия совместно с СО РАН проработать комплекс мер по ограничению использования синтетических моющих средств, содержащих фосфаты, а также экологически безопасных моющих средств. По мнению большинства экспертов, именно использование синтетических моющих средств является основным, но не единственным фактором развития процессов эвтрофикация прибрежной зоны Байкала. За три года на реализацию Программы было выделено около 4.8 млрд средств федерального бюджета, из которых 576 млн. рублей в виде субсидий были направлены субъектам РФ на объекты коммунальной инфраструктуры. Еще свыше 950 млн рублей направлено в бюджет Республики Бурятия на проведение мероприятий по ликвидации накопленного экологического ущерба. Выполняемые в рамках ФЦП работы проходят ежегодную проверку аудиторами Счетной Палаты РФ. Последняя проверка завершилась 30 сентября 2015 г. По ее результатам существенные нарушения, касающиеся расходования средств федерального бюджета, отсутствуют.Информация о срыве реализации программы ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы», опубликованная Общероссийским народным фронтом, не объективна. Как отметил директор Департамента экономики и финансов Минприроды России Сергей Бубенов: «Вызывает удивление замечание представителей ОНФ о том, что «всего в программу заложено много мероприятий, не нацеленных на решение экологических проблем озера Байкал». Программа с момента разработки концепции и утверждения Правительством РФ не ограничивалась проблемами охраны озера Байкал, а охватывала и вопросы социально-экономического развития Байкальской природной территории, что нашло отражение в названии ФЦП. По его словам, Программа изначально предусматривала перечень мероприятий по развитию особо охраняемых природных территорий, в том числе объектов туристско-рекреационной инфраструктуры, визит-центров, научных центров и т.д. Кроме того, он отметил, что «изначально в число приоритетов вошли мероприятия по ликвидации объектов накопленного экологического ущерба и, безусловно, строительство очистных сооружений, полигонов отходов». Также удивительно, что представители ОНФ считают, что строительство, например, административно-музейного комплекса национального парка «Тункинский» противоречит природоохранным целям. «Развитие сети федеральных особо охраняемых природных территорий – это дополнительные меры охраны редких объектов животного и растительного мира», – отметил С. Бубенов. Вместе с тем, по словам С. Бубенова, действительно, темпы реализации программы по мероприятиям, ответственным за выполнение которых являются субъекты РФ на Байкале, вызывают опасения министерства. «Ввиду несвоевременной подготовки проектно-сметной документации по объектам коммунальной сферы, например, очистным сооружениям, мы вынуждены переносить сроки исполнения работ». Заместитель руководителя Росприроднадзора Амирхан Амирханов отмечал на последнем заседании Межведомственной комиссии по вопросам охраны озера Байкал, что населенные пункты не обеспечены современными очистными сооружениями и оборудованием по сбору и обеззараживанию отходов. Минприроды России неоднократно требовало от региональных властей активизировать работы по проектированию и строительству объектов. Выступить же государственным заказчиком проектирования и строительства объектов муниципальной и региональной собственности – комплексов очистных сооружений, полигонов ТБО, мусоросортировочных, мусороперегрузочных станций и т.д. Минприроды России не может в соответствии с действующим законодательством. Что касается распространения в акватории Байкала водорослей Спирогира, то Минприроды России было поддержано предложение Лимнологического института СО РАН о необходимости проведения фундаментального исследования причин этой проблемы. Финансирование таких исследований в рамках ФЦП противоречит действующему законодательству. Поэтому институту поручено направить заявку в Минобрнауки России и ФАНО России о включении соответствующей НИР в план фундаментальных исследований. Кроме того, Межведомственной комиссией по охране озера Байкал даны поручения органам исполнительной власти Иркутской области, Республики Бурятия совместно с СО РАН проработать комплекс мер по ограничению использования синтетических моющих средств, содержащих фосфаты, а также экологически безопасных моющих средств. По мнению большинства экспертов, именно использование синтетических моющих средств является основным, но не единственным фактором развития процессов эвтрофикация прибрежной зоны Байкала. За три года на реализацию Программы было выделено около 4.8 млрд средств федерального бюджета, из которых 576 млн. рублей в виде субсидий были направлены субъектам РФ на объекты коммунальной инфраструктуры. Еще свыше 950 млн рублей направлено в бюджет Республики Бурятия на проведение мероприятий по ликвидации накопленного экологического ущерба. Выполняемые в рамках ФЦП работы проходят ежегодную проверку аудиторами Счетной Палаты РФ. Последняя проверка завершилась 30 сентября 2015 г. По ее результатам существенные нарушения, касающиеся расходования средств федерального бюджета, отсутствуют.